понедельник, 17 декабря 2012
История образцаИстория создания опытного образца:
"...В 1944г. начальник бригады вооружения ОКБ Туполева А. В. Надашкевич и ведущий инженер С. И. Савельев предложили использовать пистолеты-пулеметы конструкции Г.С.Шпагина при штурмовке пехотных колонн противника. Для этой цели спроектировали платформу, на которой закрепили 88 автоматов ППШ (11 рядов по 8 стволов в каждом).
Вся система получила название «батарея ППШ». Каждый автомат имел магазин с 71 патронами калибра 7,62 мм. В боевом положении батарея жестко крепилась в бомбоотсеке Ту-2. При атаке летчик открывал створки бомоотсека и с помощью специального прицела вел шквальный огонь по противнику.
Для перезарядки платформа с ППШ опускалась на тросах вниз.

Решение об установке таких систем на двух Ту-2С было принято на совещании у главного маршала авиации А. А. Новикова 10 октября 1944 г.
Через десять дней генерал-майор ИАС А. Н. Туполев обратился с просьбой к главному инженеру ВВС РККА генерал-полковнику ИАС А.К.Репину с просьбой отдать приказ о выделении заводу №156 180 штук ППШ образца 1941 г. с положенным количеством дисковых магазинов и 15000 патронов к ним.
В начале февраля 1946 г. батарея ППШ, получившая неофициальное название «огненный еж», прошла летные испытания на полигоне. Они показали ее большую эффективность Однако мощный шквал огня был кратковременным, а необходимость возвращения на базу для перезарядки автоматов сводили на нет его преимущества. В результате признали более целесообразным использовать для поражения живой силы противника малокалиберные бомбы, размещавшиеся в кассетах..."
Источники: aviationz.narod.ru
... как психологическое оружие, поражал насмерть оставшуюся в живых силу противника ведрами гильз. 
Вроде его даже успели применить?
Основные негативные моменты в том, что мощный двухмоторный пикирующий скоростной бомбардировщик изначально способен на существенно большее, чем расстреливать колонны из пистолетиков.
Чтобы пистолетная пуля возымела эффект - дистанция расстрела должна быть мизерной. Это автоматически означает, что и обратно в самолёт будут стрелять из ВСЕГО, включая те же пистолеты. Для подобных штурмовок с бреющего полёта подходит только бронированный самолёт! Такой, как Ил-2.
Очень большую роль играет сброшенная на голову врагов "боевая начинка". Тут полный бомболюк набит железом, а на цель уходит всего пригоршня мелких пулек. И ладно бы речь шла о точечном поражении, так ведь нет - атака площадной цели!
В своё время эта концепция уже отрабатывалась. Была модификация самолёта Р-5Ш, где на нижние плоскости крепились могучие батареи по 4 ШКАСа на каждую. БК был небольшой, всего по 300 патронов, но и этого хватало. Винтовочно-пулемётный патрон - это тебе не пистолетик! Как раз самолёт был рассчитан на штурмовку колон на марше или кавалерии в конном строю. В последствии самолёт доработали и получилась модификация Р-5ССС, что расшифровывалось как "скоростной, скороподъёмный, скорострельный". Партию таких машин направили в Испанию в 1937 году. В результате, при первых же применениях потери оказались просто катастрофическими! Вынуждены были перейти от штурмовок на полуприцельное бомбометание со средних высот. Уже на Халхин-Голе полк на Р-5Ш не стали применять по прямому назначению, а вместо этого предпочли провести полное переучивание на СБ, и в дальнейшем он применялся только для линейных бомбардировок со средних высот.
В 1941 году, когда стояла задача остановить или хотя бы задержать прущих немцев любой ценой - аналогичным образом для штурмовок с бреющего полёта применялись все наличные тогда бомбардировщики, включая Ил-4 и СБ - Ил-2 тогда практически не было ещё, буквально два-три полка на них воевали. Штурман бомбардировщика поливал колонны из носовой пулемётной установки, а пилот раскидывал мелкие бомбы. И не сказать, чтобы получалось плохо или неэффективно. Но потери, опять-таки, были катастрофическими! За вылет терялось 20-30% машин! Подвиг Гастелло - это кстати именно там и именно так.
Но если в Испании напоролись из-за отсутствия опыта, а в 1941-м году это было жестом отчаяния, то вот в 1944-м так бездумно подставлять лучший средний бомбардировщик Второй Мировой - какой смысл-то?..
Простейшие расчёты показывают, что несколько бомб по 100кг разбросанные по этой же колонне одной только ударной волной перебьют больше народу, чем удастся "причесать" пистолетиками. А выливные приборы с горючей жидкостью? А ротативно-рассеивающие кассеты? Блин, да к 1944-му году было найдено и отработано совершенно немереное количество способов уничтожения пехоты на марше, которые могли применяться безопасно для бомберов с малых и средних высот с минимальными шансами быть сбитым. И все они показывали великолепный результат! Кроме того, в 1944-м уже не было никакого дефицита штурмовиков Ил-2 - а штурмовка колонн - это одна из их самых что ни на есть профильных задач! В отличие от Ту-2, которые нужны были совершенно для другого. Зачем потребовалось творить этот ахтунг и придумывать убогий эрзац-вариант вооружения, от которого и в его полноценном-то виде на бомбардировщиках давно отказались - не понятно.